[Игровое эхо] 18 марта 1994 года — выход Liberty or Death для Super NES
В 16-битные времена многие из нас привыкли, что компания Koei, нынче объединённая с Tecmo, чаще всего выпускает стратегические игры и разнообразные симуляторы, связанные с восточным миром — Японией, Китаем, Монголией. Однако были и замечательные исключения, которые мотивировали таких оболтусов, каким был автор сих строк, к изучению английского языка и листанию учебников по мировой истории. Одним из таких исключений была Uncharted Waters II: New Horizons, а другим — сегодняшняя именинница с громким названием, которое хочется прорычать голосом Криса Больтендаля из Grave Digger, Liberty or Death.
Основной релиз проекта состоялся на Super NES, но игра также вышла на других системах. В числе которых SEGA Mega Drive и MS-DOS. Мне в своё время попалась вторая. Liberty or Death — это стратегия, события которой всесторонне затрагивают американскую революцию 1775-1783 годов. Да-да, ту самую, что была в замечательном фильме «Патриот» с Мэлом Гибсоном и совсем молодым Хитом Леджером.
Начав игру, мы могли выбрать одного из шести командующих офицеров двух армий — американской Континентальной армии и армии Британии. Но независимо от сделанного выбора, задача у игрока была одинаковая, как и в большинстве стратегий такого плана от Koei: уничтожить всех врагов до единого, зачистив и захватив все колонии. Выбранная сторона основательно влияла на базовую стратегию экспансии, ведь американская и британская армии тогда находили в очень разном положении. Американцы, воюя за будущую независимость, потихоньку накапливали силы и тщательно планировали точечные удары, тогда как британцы окапывались, укрепляя занятые позиции, и вели массированное наступление, захватывая плацдарм за плацдармом.
Основной стороной Liberty of Death была, конечно же, военная машина выбранной армии, но без отношений с гражданскими и политики это была бы не стратегия от Koei. Именно последние, политические манёвры и поддержка гражданского населения, оказывали существенное влияние на военный бюджет игрока.
Когда игра вышла, она получила средние и выше оценки критиков, но не шибко высокие. Зато игроки приняли её очень горячо. Многие отмечали высокое качество исторической проработки, всё-таки проект разрабатывался не японским отделением Koei, а североамериканским, расположенным в Калифорнии. Кроме этого, в Liberty of Death была очень высокая сложность, за что она и получила удары от критиков, посчитавших игру «слишком комплексной для среднестатистического игрока», ведь нужно было много читать и уделять внимание массе аспектов, от которых зависел успех кампании. Зато поклонники стратегий были в чистом восторге и с лёгкостью проводили более двухсот часов в одной кампании. Что в те времена была очень много.
Эти и скриншоты ниже из версии для MS-DOS.
В сети упоминались случаи, когда даже после 200-250 часов в одной кампании, игрок терпел поражение. Представляете степень его печали? Dark Souls и не снилось! Очень крутой фишкой игры были наёмники, которые бродили по Северной Америке и занимались наглым грабежом ради наживы. Но на то они и наёмники, что, либо игрок, либо компьютер (или другой игрок) могли нанять их, и тогда награбленное будет прибывать в казну нанимателя. Также в игре были ополчения лоялистов и патриотов, также действовавшие сами по себе. Они могли даже захватывать территории!
Сражения в игре развивались на усеянном шестигранниками поле, где командиры противостоящих армий располагали свои боевые отряды. В армиях были разные типы войск, от пехоты и кавалерии до морских судов, на которых можно было оперативно транспортировать войска, если к полю боя есть подход со стороны океана. У каждого типа войск были свои сильные и слабые стороны, последние обычно являли собой определённые требования. Например, кавалерии требовалась открытая местность, на которой можно разогнаться и втоптать в грунт вон тех пехотинцев.
Как уже упоминалось выше, Liberty or Death была чертовски грамотной с исторической точки зрения, представляя игрокам разные стороны конфликта, полководцев и важных людей из их окружения. Разработчики даже не стали ограничиваться лишь Северной Америкой, а добавили в игру влияние заокеанских держав — Франции, Испании и Голландии, имевших определённое влияние в тех водах. Про карибский бассейн не забываем!