[Игровое эхо] 2 марта 2000 года — выход Ninja Gaiden для Xbox
Сегодня своё 15-летие отмечает один из самых крутых перезапусков в истории видеоигр, по крайней мере для любителей экшенов и ниндзя — Ninja Gaiden, вышедшая в начале марта 2004 года для консоли Xbox, а спустя годы переизданная для PlayStation 3 и PlayStation Vita под названием Ninja Gaiden Sigma. Причём между версиями игры в Европе и США была радикальная разница — версия нашего региона подверглась печальному воздействию цензуры, лишившей игроков зрелищных видов отрубленных голов. В основном это было связано с тем, что некоторые рейтинговые агентства Европы, в частности немецкое USK, вовсе отказались выставлять игре с обрубанием голов рейтинг.
Это касается всех версий, как для Xbox, так и переизданий. Однако, одно из изданий игры всё-таки сумело выйти в Европе без цензуры и с рейтингом 18+, который оригиналу USK выставлять отказалась — Ninja Gaiden Black, компиляция из оригинальной игры и двух вышедших к ней дополнений.
Разработка «Ninja Gaiden нового поколения» началась в 1999 году и была заявлена именно под таким соусом: «Компания Tecmo, владеющая правами, решила возродить франшизу, а Team Ninja занялись приведением её к современному виду и механикам». Сначала прототип разрабатывался для аркадной системы SEGA NAOMI, но позже разработчики хотели перенести проект на SEGA Dreamcast. Когда в 2001 году SEGA объявила о прекращении поддержки консоли, в Tecmo решили сделать Ninja Gaiden одним из стартовых проектов для PlayStation 2… Но глава проекта, Томонобу Итагаки, неожиданно и непонятно зачем вдохновился железом Xbox и предложил принести эксклюзивность проекта на блюдечке в Microsoft. Так и порешали.
Причём всё это проходило под грифом «Секретно», и когда Tecmo сделала официальное заявление, что Ninja Gaiden будет эксклюзивом Xbox, то встретила удивлённые и непонимающие взгляды со всех сторон. В 2004 году полное мировое доминирование PlayStation 2 было очевидно, хоть консоль Microsoft и показывала неплохие результаты на родине компании. В Японии же бренд Xbox как не прижился тогда, так и не имеет фактических успехов по сей день. Забавно, что на опросе Tecmo о выборе целевой платформы, большинство поклонников проголосовало за Nintendo GameCube.
Ninja Gaiden была первым экшеном для Team Ninja и разработчики сразу поставили условие: «Никакого сходства с оригинальной трилогией для NES». Руководство Tecmo настоятельно попросило пересмотреть такой подход, поскольку считало, что знакомые элементы могут всколыхнуть поклонников оригинала, особенно на западном рынке. Поразмыслив, Итагаки предложил добавить побольше жестокости в новый проект. Историю своего первого экшена разработчики решили развивать в уже хорошо знакомом им мире — Dead or Alive, популярной серии файтингов, шестая часть которой вышла вчера. Но в нескольких интервью Итагаки-сан также говорил, что новые Ninja Gaiden — это приквелы к оригинальной трилогии для NES.
Героем игры стал супер-ниндзя Рю Хаябуса, вплоть до выхода Ninja Gaiden Sigma он оставался единственным игровым персонажем в этой версии. Затем «Сигма» исправила ситуацию с добавлением трёх миссий, в которых игроки могли взять под контроль светловолосую куноити Рейчел. Управляя Хаябусой, мы путешествовали по локациям со статичной камерой, рубили противников, побеждали боссов и нередко пищали от сложности. Вероятно, получившие платиновые кубки в PS3/Vita-версиях Ninja Gaiden Sigma вспоминают их с невольным содроганием, а от второй части и вовсе глаз дёргается.
Помимо сюжетного режима, версии Black и Sigma представили новый режим заданий, по сути своей представляющий собою сборник из полусотни непростых испытаний, ставящих перед игроком определённые задачи. Обычно это боевые задания на небольших локациях, сосредоточенные строго на игровом процессе и боевой системе. Здесь не было прокачки персонажа, как в сюжетном режиме, и развития его характера. Чистый геймплей: мастерство игрока против хитрости дизайнера.
Как уже было сказано выше, сегодня Ninja Gaiden 2004 года разлива можно поиграть на Xbox, PlayStation 3 и PlayStation Vita. По своему опыту я рекомендую выбирать версию для PlayStation 3, как первой, так и второй игры. К сожалению, о переиздании всей трилогии на PlayStation 4 вряд ли кто-то задумывается. Версии для PlayStation Vita хорошие, но имеют ряд проблем: производительность, загрузки и… аналоги. В Ninja Gaiden вам очень часто придётся уклоняться и совершать другие приёмы, требующие задействования аналога, а они на PlayStation Vita, к сожалению, хрупкие и не такие удобные, как на DualShock 3.