[Игровое эхо] 26 февраля 2009 года — выход Yakuza 3 для PlayStation 3
Сегодня своё 10-летие отмечает знаковая игра в серии — Yakuza 3, отметившаяся множеством нововведений и улучшений по сравнению с предшественницей, а на западном рынке запомнившаяся бессовестным урезанием оригинального контента по самой тупой причине из возможных. Кто-то в SEGA of America решил, что западной аудитории будет трудно понять всю глубокую философию такого азиатского явления, как хост-клубы с современными гейшами, именуемыми хостес.
Впрочем, тут следует пояснить, что профессия хостес — вовсе не азиатское новшество. Обычно это девушки, но бывают и мужчины, которые часто присутствуют на различных мероприятиях, в ресторанах и гостиницах, развлекая и сопровождая посетителей. Они представляют компанию или заведение, могут вести беседы на разные темы или же просто красиво ходить вокруг выставочных экспонатов на высоких каблуках. Пример: если вы были на «Игромире», то тамошние модели в цветах разных стендов, котируются как хостес.
В Азии же хостес — это именно развитие профессии гейши. Обычно эти девушки надевают кимоно или платье, они очень учтивы, обычно неплохо подкованы и умеют поддержать беседу на общие темы. Многие хостес в Японии — это студентки и матери-одиночки. Но об этом подробнее поговорим, возможно, в другой раз. Сейчас е сосредоточимся на Yakuza 3!
Выйдя в свет, игра представила несколько совершенно новых для серии механик, в частности — бесшовные сражения и погони. Впервые в истории Yakuza, игроки перестали наблюдать загрузочные экраны между исследованием города и сражениями, переход был бесшовным и сопровождался зрелищной заставкой. Погони стали новым типом противостояния, в котором противники не сходились в рукопашной, а Кирю гнался за каким-то засранцем, всенепременно заслуживающему килограмм-другой взвешенных люлей. Особенной стороной режима стала шкала выносливости, которую можно было прокачивать у персонажа по имени Мак Синодзука.
Третья фишка игры — «Открытия». Эта система является немного доработанной и осовремененной версией Revelations из самурайского ответвления Ryu Ga Gotoku Kenzan!, оставшегося преимущественно неведомым для отечественного игрока. В Kenzan! Кирю-из-прошлого мог заприметить интересный трюк, поразмыслить над ним и, если игрок дал правильный ответ на появившийся вопрос, сделать скромную зарисовку на пергаменте. Данная зарисовка награждала героя новым Heat-экшеном. В Yakuza 3 же события развиваются на Окинаве 2000-х, поэтому вместо пергамента и кисти с чернилами у Кирю появился мобильный телефон с фотоаппаратом. Вовремя запримеченное и сфотографированное событие, вроде попавшей в аварию бабульки на скутере, награждало героя всё тем же Heat-экшеном.
Интересно, что события «Открытий» можно было активировать только с видом от первого лица, который также стал новшеством, ранее недоступным в играх серии. В остальном же игровой процесс базировался на фундаменте Yakuza 2, а игра работала по тем же основным принципам: разделение на главы, относительно свободное исследование полуоткрытого мира, поиск событий и побочных заданий, мини-игры. Среди последних мне очень запомнились гольф и бейсбол…
Никогда не устану рассказывать: прошёл я этот гольф с не припомню какой попытки, затем прошёл весь бейсбол, приклеив изоленту-ориентир на центр экрана ТВ, чтобы целиться было проще… а потом случайно затёр сохранение с пройденными мини-играми сохранением с прохождением на высокой сложности. Через 2 минуты диск с игрой отправился на полку, где лежит по сей день. Хорошо хоть караоке не прошёл, а то совсем бы обидно было.
Сюжет игры развивается в 2007 году, вскоре после событий Yakuza 2. Кадзума Кирю отошёл от преступной деятельности в рамках клана Тодзё, протолкнув на пост шестого патриарха семьи Дайго Додзиму. Он решил отправиться на Окинаву, открыть приют для детей-сирот и зажить спокойной жизнью вместе с взрослеющей Харукой, дочерью своей погибшей возлюбленной. Но перед отъездом Кирю, традиционно не очень заботясь о желаниях окружающих его людей, наведался к своему старому сопернику и приятелю, Горо Мадзиме. Проведя непростую беседу, он уговорил «Бешеного пса» вновь присоединиться к клану Тодзё и присмотреть за Дайго. Действительно, чего это одноглазый змей удумал заняться легальным бизнесом и сойти с преступной дорожки? Так можно только Кирю, а «Пёс» пущай отдувается.
Впрочем, покой Кирю только снился. Даже прибыв на Окинаву и занявшись приютом, он сталкивается с массой проблем, главная из которых — местная семья якудза хочет всеми правдами и неправдами отжать у Кирю землю, чтобы построить на месте приюта новый курорт. Ещё бы, красивое место у моря, рыбку ловить можно и всё такое. Но Кирю уже прикормил тунца и не собирается отдавать рыбное местечко, поэтому ввязывается в противостояние с местными бандюганами, которое вскоре выходит за рамки обычной уличной потасовки и попытки отбить рейдерский захват.
В целом игра получилась интересной и захватывающей, я с удовольствием провёл в ней более сотни часов. Помню, как сокрушался отсутствию хост-клубов и полез в интернет выяснять причину, а позже удивился, встретив симпатяжку Рихо в местной версии McDonalds — Smile Burger. Кстати, примечательно, что в Yakuza 3 ещё не брали девушек из JAV, то есть киноиндустрии для взрослых. Первая такая модель появилась лишь в Yakuza 4, и то, если не ошибаюсь, в порно она снялась уже после того, как «подарила образ» одной из виртуальных хостес. Кроме хост-клубов, западная версия лишилась одной любопытной мини-игры — викторины, связанной с историей Японии. И это печально, ведь такие вещи в играх развивают, а правильные ответы легко найти в интернете. Зато что-то новое узнаёшь.
Ещё из игры убрали две побочные миссии, одна из которых знакомила Кидзуму Кирю с работницей местного массажного салона, Аяной Цубаки. Девушка вскоре после знакомства и посещения Кирю салона признаётся, что она транссексуал. Забавно, что образ девушки, равно как и её имя — реальны. В Японии есть Аяна Цубаки, публичная персона на ТВ и… да, оперированная. Наконец, секция мини-игр потеряла сёги и маджонг, что тоже было печально, но не так, как потеря хост-клуба или забавного квеста с Аяной. И если маджонг мне очень нравится, то сёги всегда вгоняют в ступор. Но это так, личные особенности.
Сегодня в Yakuza 3 можно поиграть на PlayStation 3, но в конце прошлого года в Японии вышло HD-переиздание игры для PlayStation 4. Западный его релиз пока не анонсирован, но он категорически вероятен, ведь игра, вернув хост-клубы, всё-таки прошла «прозападную» машину цензуры, убрав некоторые «спорные и провокационные» моменты, вроде упомянутой миссии с Аяной из массажного салона. Есть мнение, что для нашего рынка будет анонсирован сборник со всеми тремя заявленными переизданиями сразу, после того, как Yakuza 5 HD выйдет в Японии (второй квартал 2019).
Ещё в Yakuza 3 всех, кому понравилась романтическая линия между Кирю и Каору, ждало огромное разочарование уже в первые минуты — девушка покидает Японию и отправляется в США по программе полицейского обмена. Там она и останется, встретит нового мужчину, влюбится… В общем, зарубили такую хорошую линию.
[Игровое эхо] 12 марта 1998 года — выход Dead or Alive для PlayStation One
Представлена новая карта для режима Sniper Assassin в HITMAN 2
[Игровое эхо] 11 марта 1998 года — выход Castlevania Legends для Game Boy
Google создает виртуальную энциклопедию испанской кухни
[Игровое эхо] 4 мая 2004 года — выход Syphon Filter: The Omega Strain для PlayStation 2