[Игровое эхо] 31 марта 1997 года — выход Doom 64 для Nintendo 64
Пережить ужасы ада и вернуться на поверхность удалось лишь одному морскому пехотинцу, который затем практически спас планету от полного падения перед ордами зла. Демоны всё ещё населяли пустые коридоры структур на Фобосе и Деймосе, спутниках Красной планеты. Тогда человечество прибегло к отчаянным мерам и провело ядерную бомбардировку этих спутников, которая увенчалась частичным успехом — демоны были уничтожены. Но… не всё так просто. Радиационный фон создал массу помех и нечто сумевшее выжить на одном из спутников пробралось на Землю, поднимая из пепла демоническую орду. Особый отряд морских пехотинцев был отправлен на перехват и уничтожение растущих сил недруга, но был мгновенно уничтожен… за исключением одного человека — героя игрока, Думгая.
И сегодня свой 22-й день рождения отмечает одно из лучших переизданий культовой игры — Doom 64, вышедшее для Nintendo 64 в 1997 году. К тому времени Doom была чем-то вроде сегодняшнего Skyrim и не присутствовала разве что на говорящих колонках, и только потому, что оных тогда даже в проекте не было. Компания id Software передала проект студии Midway Games, а сама занималась проверкой качества. Работу над проектом в Сан-Диего начали в 1994 году и планировали назвать порт The Absolution, но после название изменилось на финальное, а «Искуплением» стал последний уровень игры.
Разработчики в Midway не хотели делать просто очередной порт, а стремились к совершенству. Так, основной идеей было включить в игру всех-всех демонов из двух вышедших частей Doom, и добавить несколько дополнительных уровней. Но не сложилось, все амбиции команды не влезли на ограниченный объём картриджа для Nintendo 64, так что нескольких демонов и бонусных уровней пришлось выбросить. Также игра лишилась многопользовательского функционала, но в этом Midway обвинили компанию Nintendo прямо: «Нам не предоставили нужного обеспечения». Отсутствие режима разделённого экрана объяснили так: «Весь сок многопользовательской игры в том, что ты не знаешь положение противника. Но на разделённом экране с участием четырёх игроков все знают, где находятся соперники».
Незадолго до релиза игры, который планировался на день выхода консоли Nintendo 64 в США, компания id Software выразила недовольство дизайнерскими решениями Midway по части уровней, из-за чего релиз пришлось сдвинуть до конца марта 1997. В то же время компания Nintendo неожиданно наложила странную цензуру на гоночную игру Cruis’n USA, заставив разработчиков убрать возможность переехать животное на дороге. Это вызвало волнения среди ожидающих Doom 64 поклонников, но вице-президент Midway, Майк Эббот, заявил: «Мы не получали никаких замечаний или пожеланий от Nintendo. К тому же, Cruis’n USA — игра семейного типа, тогда как Doom изначально позиционируется как боевик для взрослой аудитории. В связи с этим жестокое содержание вызывает меньше вопросов у владельца платформы».
Игровой процесс Doom 64 полностью соответствовал оригиналу: в роли безымянного пехотинца, прозванного Думгаем (Чуваком из Doom), мы проходили через 32 уровня, уничтожая орды демонов из разнообразного оружия, собирая новые его образцы и ключи для открытия дверей. Разработчики добавили в игру несколько новых демонов, включая Кошмарного беса, и всё вооружение из Doom II, которое подверглось визуальной переработке и обзавелось новыми звуками при использовании. У пилы появилось два лезвия, вместо кастетов у Думгая были окровавленные перчатки, у ракетницы появилась отдача, слегка отбрасывающая игрока назад, и так далее.
Также именно в этой игре впервые появилось лазерное оружие «Unmaker», название которого можно перевести как «Аннулировщик» или «Разбиратель». Оно использовало боеприпасы от плазменной пушки и легендарной BFG 9000 и могло быть усилено при помощи трёх артефактов, разбросанных по уровням игры. Если собрать все три артефакта, лазер начнёт лупить по трём противникам одновременно разными лучами. Интересно, что «Unmaker» планировали добавить ещё в РС-релиз Doom, но что-то пошло не так и Doom 64 стала единственной версией, где данный инструмент истребления демонов доступен игроку естественным путём.
В дни релиза игры критики сошлись во мнении, что Doom 64 является самой красивой игрой серии, превосходя даже оригинал для РС. Хотя в 1997 году Doom была перенесена буквально на все системы, способные обрабатывать игру. Редакторы изданий и игроки отмечали, что в Doom 64 разработчики представили более интересные и сложные уровни, которые заставят попотеть даже самых опытных фанатов серии. Однако, также сошлись они на мнении, что новые уровни и графика не сумели стереть ощущение, будто проходишь очередной порт оригинальной Doom. «Поймите правильно — это лучший Doom на данный момент. Но если вы прошли игру на PC, PlayStation One, Super NES, Mac, Saturn и других системах вдоль и поперек, то спокойно проживёте и без Doom 64».