[Игровое эхо] 8 марта 2001 года — выход Extermination для PlayStation 2
Сегодня свой 18-й день рождения отмечает игра Extermination — один из первых эксклюзивов PlayStation 2, изданный самой Sony Computer Entertainment, и первый ужастик на этой консоли. А ещё это один из немногих примеров довольно существенно разницы между европейской и американской версиями, которые зачастую одинаковы. По неизвестным общественности причинам, западные версии отличаются друг от дружки дизайном главного героя и, что ещё необычнее, актёрами озвучки.
События игры начинают развиваться в сочельник 2005 года, 24 декабря, на сверхсекретном американском исследовательском объекте, расположенном в Антарктике. Мы играем сержантом корпуса морской пехоты США по имени Денис Райли, членом тактической группы «Красный свет». Его отряд перехватил сигнал бедствия, отправленный с упомянутого объекта, в котором говорилось: «Просим незамедлительно нанести авиационный удар по нашим координатам». Но вместо ракет и авиационных бомб, в направлении базы отправилась группа нашего героя, заброшенная поближе к объекту могучим транспортным самолётом Боинг С-17 «Глоубмастер III», заменившем легендарный С-130 «Геркулес» в войсках США.
Причём заброшенная в прямом смысле слова. На подлёте к объекту у воздушного судна отказала электроника и он пошёл на экстренную посадку, по пути растеряв бойцов, выпрыгнувших от греха подальше, и вспыхнул где-то у горизонта. Перед выброской бойцы условились собраться в второго здания наземной части военной базы. Денис, вместе с бойцом по имени Роджер Григман, первыми добрались до здания и полезли внутрь через вентиляционную шахту. В здании они обратили внимание, что всё разрушено и выглядит, словно тут был настоящий бой с применением тяжёлого вооружения.
Чтобы продвинуться дальше бойцам нужно было опустить заслонку, и Денис занялся этой задачей. Как только препятствие опустилось, на оставшегося позади Роджера набросились существа, название которых мы узнаем позже — Гидры. Они заразили соратника героя какой-то дрянью и тот начал мутировать прямо у нас на глазах, превращаясь в нечто совершенно отвратительное. Появившаяся из ниоткуда женщина в защитном костюме расстреляла мутирующего Роджера и бросила Денису шприц с вакциной, крикнув: «Если не хочешь закончить также, как твой друг, лучше ширнись этим!». Собственно, отсюда и начинается наше основное приключение.
По игровому процессу Extermination напоминала сильно улучшенный Resident Evil, предлагая игрокам более свободную камеру и удобное управление, возможность целиться от плеча и во все стороны, включая потолок, откуда противники любили нападать. Но стоит принимать во внимание, что основным жанром игры был «ужастик», а второстепенным — «выживание». То есть сурвайвол-хоррор. А это значит, что боеприпасы находятся в небольших количествах и тратить их лучше с умом, при возможности пользуясь менее расточительным вооружением. Например, ножом. Впрочем, в нескольких местах были расположены ящики с бесконечными боеприпасами, но постоянные забеги к ним не представлялись возможными.
Важным решением при дизайне игры было размещение боеприпасов для различного дополнительного оружия, вроде дробовика, гранатомёта и огнемёта. Данные боеприпасы находились в ограниченном количестве и заранее определённых местах. Если игрок нашёл их все и использовал, то оружие под израсходованные боеприпасы становится перманентно бесполезным. Интересной системой игры было инфицирование, но работало оно не как в «Нечто».
Вступая в схватки с противниками, герой не только получал урон, но и повышал ступень инфицирования вирусом. Как только она достигала 100%, герой становился полностью инфицированным, терял почти половину здоровья и оно начинало постепенно уменьшаться. В дополнение к этому, различные объекты окружения, вроде луж с вирусом, которые ранее не наносили физический урон, а могли лишь повысить степень инфицирования, теперь наносили урон. Чтобы избавиться от инфекции или понизить её уровень, персонажу нужно было добраться до специальной машины, и иметь при себе ампулу с вакциной. Количество которых тоже ограничено…
Ещё одна любопытная фишка в дизайне игры — винтовка главного героя. Фактически она является многофункциональным оружием, доступным для применения модификаций. Например, на винтовку можно было поставить прицел, фонарик и даже радар. Но на этом модульность оружейного комплекса не иссякала: имея необходимые инструменты, Денис мог переделать винтовку в дробовик, огнемёт или гранатомёт. Наконец, с начала игры и до конца у героя в рюкзаке есть аккумулятор, при помощи которого мы сохраняемся и используем различные объекты, требующие электрическое питание. Аккумулятор можно было улучшить при помощи найденных батареек.
Будучи первой заявленной хоррор-игрой для PlayStation 2, Extermination привлекла к себе много внимания критиков и владельцев консоли, как действующих, так и потенциальных. Однако на выходе мы получили просто хороший проект, который не показал ничего особенного в жанре, хоть и сумел представить парочку интересных фишек, и не смог бы тягаться на одних весах с более примечательными представителями жанра. Включая Resident Evil для предыдущей консоли Sony. Средняя оценка игры на Metacritic составляет 67%, что вполне соответствует действительности.
Через некоторое время после релиза Extermination, часть разработчиков проекта перешла в компанию Access Games, здравствующую и по сей день. В основном она специализируется на переносе видеоигр с одной системы на другую (портирование), и работала над такими проектами, как Devil May Cry 4: Special Edition, Lord of Apocalypse, Deadly Premonition: The Director’s Cut, Drakengard 3, D4: Dark Dreams Don’t Die и другими.