[Игровое эхо] 9 мая 2000 года — выход Tom Clancy’s Rainbow Six для SEGA Dreamcast
Сегодня свой 19-й день рождения отмечает самый поздний релиз игры Rainbow Six, давшей рождение популярной тактической серии боевиков об интернациональной контртеррористической группе «Радуга 6». Именно в этот день 2000 года проект поступил в продажу для игровой консоли SEGA Dreamcast, а ранее игра была доступна на PlayStation One, Nintendo 64 и, разумеется, РС. Также в 2000-м году вышла версия для Game Boy Color, но это уже совсем другая игра.
События Rainbow Six развиваются в 1999-2000 годах. Посовещавшись, крупнейшие страны НАТО, Бразилия, Австрия, Австралия, Швеция, Израиль и Россия, решили сформировать международную контртеррористическую группу из лучших профессионалов своих государственных ведомств, которая должна была противостоять террористам по всему земному шару. Название отряда «Радуга 6» также было позывным её директора — Джона Кларка. Вскоре после официального учреждения отряда, его бойцы оказываются востребованы: некая радикальная террористическая организация, называющая себя «Феникс», устраивает ряд независимых терактов.
На помощь бойцам, в качестве советника в расследовании, приходит могущественный человек, Джон Брайтлинг — председатель крупнейшей биотехнологической корпорации «Горизонт». Однако, спустя некоторое время, «Радуге 6» становится понятно, что Брайтлинг лично связан с террористами, группа «Феникс» — это средство отвлечения от деятельности «Горизонта», а в кулуарах биотехнологической корпорации разрабатывается Брахма, новый штамм вируса Эбола… Тогда-то всё по-настоящему и закручивается, в духе писателя Тома Клэнси.
Rainbow Six, если я не ошибаюсь, была одной из первых игр в жанре тактического командного боевика от первого лица. Да-да, замечательная Hidden & Dangerous, например, со своими крутыми сиквелами, вышла только годом позже. В «Радуге» игроков не призывали стрелять во всё, что движется, а наоборот требовали скрытности, спокойствия и планирования. Неверный шаг, опрометчивое действие — и ваш оперативник оказывался на земле с пробитым коленом, истекая кровью, а то и с пробитой головой. Хватало одной, максимум двух пуль, чтобы выбить из игры любого персонажа, хоть террориста, хоть бойца отряда.
Перед каждым заданием мы проходили развёрнутый инструктаж, затем выбирали оперативников, которые примут участие в операции, настраивали их оружие и экипировку. Фактически выбранное оружие определяло роль всех бойцов. Тогда же мы располагали ключевые точки на плане операции, отдавая базовые приказы своим бойцам, управляемым искусственным интеллектом, чтобы они не сидели сиднем у начальной точки, а занимали позиции. Во время игры мы управляли только одним бойцов, но могли переключаться между всеми живыми оперативниками. Важно, что в Rainbow Six была реализована система перманентной смерти оперативников, а все полученные ранения сохранялись. Поэтому частенько мы переигрывали даже успешные задания, чтобы сохранить больше бойцов.
Разработка Rainbow Six началась в студии Red Storm Entertainment, основанной лично Томом Клэнси, нынче, к сожалению, покойным писателем и сценаристом нескольких заслуженных военных серий — собственно Rainbow Six, Ghost Recon и Splinter Cell. Впрочем, на этом его послужной список в области видеоигр не заканчивается. Первый прототип игры не имел никакого отношения к творчеству Клэнси, разработчики RSE просто хотели создать проект о контртеррористическом отряде. Прототип брал за основу работу специального отряда по спасению заложников Федерального Бюро Расследований, и его оперативники должны были стать основными героями. Затем разработчики подумали: «А почему бы не сделать отряд более интернациональным, ведь ФБР будет действовать только в США, зачем ограничиваться?».
Поразмыслив, отряд «HRT» (аббревиатура от Hostage Rescue Team, спецназ ФБР) переименовали на «Black Ops» — собирательный термин для тайных операций, военных и политических, которые нередко бывают несанкционированными и даже попросту незаконными. Творчески на русский язык можно перевести как «Их там нет». С таким-то названием отряд уж точно мог работать по всему миру и включить в себя бойцов из различных стран. Тогда-то разработчики узнали, что основатель их студии как раз пишет книгу о контртеррористическом отряде, про который они так хотят сделать игру. Книга называлась «Радуга 6», поэтому игру и отряд решили переименовать. Однако забавно, что на момент выхода игры книга ещё не была дописана, так что их сюжеты несколько расходятся.
В дни своего релиза «Радуга» получила очень хорошие отзывы и оценки критиков, средний балл игры на Metacritic составляет 85% для самой лучшей версии, вышедшей на РС. Наверняка большинство из нас познакомилось с серией именно с неё, ещё на старых Р166 с проклятущими дисководами Samsung 52X, которые диски бывало перемалывали. Версия для SEGA Dreamcast также имеет неплохой балл, 72%, немного уступая версии для Nintendo 64 (73%). А худшая версия, судя по собирательному баллу на GameRankings, вышла на PlayStation One. Справедливости ради стоит отметить, что много критики на игру, особенно от консольщиков, сыпалось за немереную сложность. А она действительно была запредельной.
Кстати, в американском PlayStation Store игра вышла в разделе классики для PlayStation One, но до европейского магазина, как и ряд других игр этой категории, не добралась.