Обзор Nelke & The Legendary Alchemists: Atelier of the New World
Я никогда не считал франшизу Atelier великой и способной влиять на один из моих любимых игровых жанров, JRPG, однако всегда по-своему любил её, стараясь не пропускать ни одного релиза. На сегодняшний день в рамках серии насчитывается двадцать игр, если учитывать грядущую Atelier Lulua, и я прошёл семнадцать из них, включая только японские релизы. За бортом моих познаний в серии остались ответвления Mana Khemia. Первую я играл, но не прошёл до конца, а вторую только запускал на пару часов.
К чему это всё? Да вот к чему: в конце марта на PlayStation 4 и Nintendo Switch вышла игра Nelke & The Legendary Alchemists: Atelier of the New World, впервые в истории яркой франшизы Atelier решившая объединить её персонажей в одной вселенной. Здесь собрались алхимики всех миров: Сальбург, Грамнад, Айрис, Мана, Арланд, Даск и Мистириус. Теперь им, попавшим на просторы неведомой вселенной, предстоит работать сообща, знакомиться, делиться опытом, травить забавные байки и, разумеется, сообща искать способ вернуться домой, не забывая при этом обустраивать себе новый дом здесь. На всякий случай.
В Nelke & The Legendary Alchemists: Atelier of the New World мы знакомимся с главной героиней по имени Нельке. Она когда-то мечтала стать алхимиком и даже пыталась освоить сию профессию, но обнаружила отсутствие таланта к ней. Вовремя это осознав, она выучилась на управленца и так достала своего папашу, правителя обширных земель, что тот предложил дочери стать главой одного очень скромного городка. Но с хитрым условием: или она выполняет все поставленные поручения по развитию города, или возвращается домой и полностью следует воле отца.
Наша героиня согласилась на авантюру и, вместе со своей верной служанкой Мисти, прибыла в городок Вествальд, на деле оказавшийся скорее деревней, причём не самой развитой. Зато с большим и красивым домом правления. Нельке представилась и огласила, что с этого дня она берет развитие города под свой контроль, а также собирается искать древнюю реликвию — древо Гранцвелл, согласно легендам, обладающее невероятной и таинственной силой. С её помощью некий мудрец когда-то сумел помочь людям во всём мире. Однако девушка понимает, что без алхимиков развитие города будет очень долгим… внезапно, на площади появляется первая гостья — «взрывная девчонка» Мари, традиционно вооружённая бомбами, которыми она прославилась ещё в Сальбурге. Она стала первой поселенкой городка с алхимическими способностями, и события начали набирать обороты.
Пусть Nelke & The Legendary Alchemists: Atelier of the New World и является частью франшизы Atelier, все основные игры которой являются классическими JRPG с упором на алхимические манипуляции, новая игра — это стратегическое ответвление. Как было сказано выше, мы играем не за девушку-алхимика, а за своеобразного мэра города. Нельке принимает ключевые решения по развитию через строительство разнообразных магазинов, мастерских, достопримечательностей и предметов облагораживания города. Естественно, делается всё это не просто так: мастерские создают предметы, магазины разного направления продают их, достопримечательности и облагораживание города прибавляют положительные эффекты.
Выглядит всё следующим образом: строим алхимическую мастерскую, поселяем туда алхимика и даём ей (или ему, что реже) задачу создать какой-то предмет. Алхимический процесс проходит без участия игрока, наша задача состоит лишь в обеспечении — чтобы были все ингредиенты. Естественно, как и в основных играх серии, множество создаваемых предметов сами становятся ингредиентами для других, поэтому чем дальше в игре, тем больше приходится планировать, чтобы не было ситуаций вроде: «Так, мне надо за два хода создать 15 пудингов, что при 20 активных ателье вообще не проблема. Ой… а как это у меня всего 5 единиц мёда? Ладно, два хода хватит, чтобы сначала сделать мёд, а потом пудинг. Эй! Как это у меня закончились пчелиные соты?..»
Ситуация вполне реальная, поэтому всегда стоит запасаться большим количеством предметов. В этом нам помогают несколько производственных площадок и воины, готовые выходить на охоту. Среди площадок есть цветочные оранжереи, фруктовые сады, огороды и фермы. На каждой из них производятся строго определённые предметы, список которых постепенно растёт. Как? Нужно ходить на вылазки, открывая новые локации и находя на них предметы. К примеру, пошли мы в лесок неподалёку, нашли там грибочек или ягодку хитрую, принесли в город и этим научили огороды выращивать данные находки. Впрочем, далеко не все предметы из диких мест можно научиться растить в городе. Смиритесь.
Но это вовсе не проблема, ведь мы всегда можем отправлять свободных персонажей на вылазки. Как только локация открыта и пройдена, в неё можно заслать отряд персонажей, который будет собирать всё, что попадётся под руки — кристаллы, рыбу, мясо, грибы, ягоды и даже мусор всякий, аккуратно сложенный в коробочку. Используя предметы категории материалов, мы создаём ценные вещи, за продажу которых можно получить гораздо больше денег, нежели за продажу собственно материалов. Например, мы можем создать из стальных шариков слитки, и они будут дороже продаваться, чем нужное для их создания количество базовых ингредиентов. А если из слитков сделать броню или горшочек с вкусным грибным супчиком, мы срубим ещё больше денег.
Собственно, постройка нужных зданий, настройка сбора урожая (что и на какой площадке собирать), раздача указаний по производству алхимикам, определение товаров для торговли и отправка героев на вылазки — лишь половина игры, занимающая первую половину одного хода. Она называется «рабочий день» (weekday). Вторая половина хода называется «выходной» (holiday). Вы всё верно поняли — игра развивается вахтовым методом, тут нет пяти рабочих и двух выходных. Один день рабочий, за ним сразу выходной, и так по кругу. В выходной день мы можем заниматься следующими делами: поболтать с персонажами (всё-таки в игре есть не только алхимики, здесь собрался почти весь основной каст франшизы, включая рыцарей, торговцев и так далее), заняться исследованием нужных для развития города моментов, и отправиться на исследование окрестностей города.
Рассмотрим всё по порядку. Общение с персонажами повышает их уровни и отношения с Нельке, что очень важно для охотников за трофеями. Есть в игре кубок за максимальную дружбу со всеми-всеми героями. Также при посещении кого-то из героев можно получить новое мини-задание из категории «просьбы граждан» (citizen request). Выполнять их для прохождения не обязательно, но многие из этих заданий просты и дают ошеломительные доходы, от сотен до десятков тысяч золотых монет каждое. К тому же, они повышают уровень доверия граждан к своей правительнице.
Исследования разнообразных предметов, необходимых для продвижения по сюжету, постройки нового типа зданий и так далее, проводятся в специальном меню. Они зачастую требуют участия одного или нескольких алхимиков, и во втором случае может быть условие, согласно которому суммарный уровень дружбы задействованных персонажей не может быть ниже указанного. Например, условие требует задействовать Тотори и Софию, и чтобы уровень их дружбы превышал 12. Если у обеих уровень дружбы с Нельке 6, 7+5, 10+2 и другие комбинации, в сумме дающие 12, мы проходим по условию. Ежели нет — идём и качаем дружбу путём общения и выполнения их просьб.
Наконец, мы подходим к финальному игровому аспекту Nelke & The Legendary Alchemists: Atelier of the New World — вылазке. Как и в других играх серии, мы открываем локации постепенно, одну за другой. Но в случае Нельке природа стала чертовски коррумпированной, будто компенсируя невинность главной героини — чтобы открыть локацию, нужно отвалить определённую сумму денег, вроде 1000 колов, а потом и 50 000. Также мы можем деньгами обеспечить бонусы: повышение скорости, силы, интеллекта, получаемого опыта, скорости бега. Все эти бонусы будут действительны только в данной локации, но перманентно. Пройдя локацию, пробежав от точки «А» до «В», мы открываем возможность пройти дальше, и опять вынуждены платить за открытие новой местности.
Ах, да, важно — все действия в выходной день затрачивают время. Всего нам даётся 12 ячеек времени, символизирующие часы дня. Каждый визит к персонажам отнимает 2 ячейки, а во время прохождения локации они просто постепенно отнимаются. Чтобы пробежать локацию, нужно минимум 6 ячеек, то есть половина круга времени, а полного круга хвати, чтобы её пройти спокойным шагом, собирая ценные предметы.
Двигаться по локации можно двумя способами: спокойным шагом или бегом. Разница вот в чём: двигаясь шагом, мы собираем предметы, попадающиеся по пути, тогда как при беге мы только ввязываемся в драки и останавливаемся при экстренных событиях — Нельке может обнаружить жуков, странную землю или хорошее место для рыбной ловли. Для ловли жучков нужен садок, для рыбалки удочка, а для копания — лопата. Предметы эти, естественно, нужно произвести. Большинство локаций я пробегал бегом, участвуя лишь в боях, потому что большинство предметов потом можно добыть отправкой добровольцев, а ценное время лучше потратить на развитие отношений. Пешком проходил только те локации, где есть предметы, потенциально доступные для городского взращивания. Например, ягоды.
В боях Nelke & The Legendary Alchemists: Atelier of the New World участвует пятёрка персонажей. Сначала мы не можем включать в команду всех алхимиков, но по мере прохождения событий с ними (во время выходного), мы открываем такую возможность. У всех персонажей свои боевые особенности, которые могут основательно повлиять на стратегию битвы. Например, Мария бросается своими бомбами, как обезумевшая, а Шалли мило вытанцовывает, исцеляя соратников. За каждый ход герои получают +1 очко специального действия, которое позволяет провести особый приём. Для выполнения особых приёмов алхимиков требуются 4 заполненные ячейки, тогда как у бойцов всё может быть намного проще. Например, у Нельке есть приём, требующий одной ячейки, а у Мисти — двух и трёх.
Бои можно вести в ручном режиме, полуавтоматическом и автоматическом. Разница такова: ручной режим всегда предлагает игроку определить действия для Нельке и Мисти, а алхимики действуют самостоятельно. В полуавтоматическом режиме ИИ сам определяет действия, но игрок может влиять на них, выбирая иконку персонажа и настраивая приёмы. Опять же, актуально только для Нельке и Мисти. У алхимиков можно выбрать только особую атаку, когда заполнится- нужное количество ячеек. В автоматическом режиме бой ускоряется и контроль всецело передаётся ИИ.
В целом, механики и системы игры очень просты. Перед нами вовсе не сложнейшая экономическая стратегия или что-то совсем безумное, вроде Stellaris, а фансервисный проект со стратегической основой, элементарной экономикой и зависимостью объектов. Эта игра прекрасно бы чувствовала себя на каком-нибудь мобильном устройстве, хотя и на PlayStation 4 играется здорово. Она не очень трудная, но в то же время и расслабиться не даст, ведь отец Нельке ставит перед дочуркой довольно адские задачи. Сначала игры они простейшие, но ближе к середине, шестому-седьмому поручениям, игрок будет сталкиваться с большим количеством трудностей.
Сложность игры задаёт не столько основная задача отца, сколько второстепенные требования. Они не обязательны к выполнению для прохождения игры, но дают настолько классные награды, что невольно жаждешь все их выполнить. К середине игры я столкнулся с задачей, которая показалась мне очень непростой: наторговать предметами на 3 миллиона местных шекелей, а дополнительным заданием было продать товара на 500 тысяч в каждом типе магазинов: продуктовый, смешанных товаров, бутик, аптека и оружейный. При этом возможность построить бутик и аптеку только-только появилась, а прокачать данные магазины было невозможно, ввиду отсутствия необходимых алхимических рецептов. Но на деле задача оказалась не такой уж и сложной, особенно в сравнении с несколькими последующими заданиями. Мне хотелось отправить папочке Нельке посылку с одной из бомб Марии, честное слово.
К визуальной и технической сторонам игры у меня ноль претензий. Дизайн персонажей выдержан в классическом стиле, анимация в бою хорошая, картинка смотрится приятно на 55 дюймах в 4К. Не рябит, не сыпет пикселями, не тормозит. Думаю, что на Nintendo Switch игра тоже чувствует себя уверенно, хоть гарантий при портативном режиме дать не могу. Однако недостатки у проекта определённо имеются! Например, раздражающее влияние кубиков, бросаемых системой: мы можем отправиться на квест с целью убить несколько противников, и ни разу не встретить врагов. Или же встретить, но не тех, которые нам нужны. Алхимики умеют неожиданно провалить синтез ценного предмета, да и у торговцев бывает всё не слава богу. Как следствие, прохождение, особенно во второй половине игры, когда каждый ход на вес золота, превращается в «сохранил-попробовал-загрузил». Благо сохраняться можно почти в любое время.
70 Nelke & The Legendary Alchemists: Atelier of the New World — довольно хорошая и увлекательная, но простенькая стратегия для поклонников франшизы. Если вы ищете глубокую и проработанную стратегическую игру на десятки вечеров, то проходите мимо. Здесь вам ловить нечего, среди простейших механик и примитивной экономической модели. А если вы поклонник Atelier и не прочь провести десяток вечеров за простенькой механически, но не простой по задачам, стратегией — это ваш выбор. Особенно по скидке.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией Koei Tecmo Europe. Второй код будет разыгран на следующей неделе!
Ближайшее обновление для Gran Turismo Sport выйдет на следующей неделе и добавит 5 новых автомобилей
[Игровое эхо] 13 апреля 1990 года — выход Crystalis для NES
Платформер своими руками: Обзор Yoshi’s Crafted World
Демоверсия Attack On Titan 2 доступна на PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch
[Игровое эхо] 25 марта 2008 года — выход Ninja Gaiden: Dragon Sword для Nintendo DS