Обзор Vaporum
Рассчитанные на прохождение только одним персонажем данжен-кроулеры – явление не частое. Чаще всего представители жанра лишь поддерживают соло-прохождение, наравне с возможностью отправиться в путь в составе целой компании приключенцев. Однако порой бывают исключения, и на свет появляются проекты вроде Vaporum – данжен-кроулера от первого лица с классическим перемещением по клеткам и выполненного в стилистике стимпанка. Давайте же поближе познакомимся с детищем небольшой словацкой студии Fatbot Games, а заодно разберёмся: действительно ли один в поле не воин?
Начать стоит с сюжета. Страдающий амнезией главный герой приходит в себя на каменистом острове, в центре которого возвышается исполинское металлическое строение. Чувствуя какую-то связь с пугающим, но в то же время манящим колоссом, протагонист находит путь внутрь и начинает своё восхождение по наполненным механизмами и паром, а также загадками, ловушками и противниками этажам башни. Что здесь произошло? Где очевидно когда-то работавшие и жившие здесь люди? И как со всем этим связано наше альтер эго? Таковы тайны, с которыми предстоит столкнуться, прорывающемуся к вершине игроку.
Завязку можно было бы назвать интригующей, но состоявшая всего из четырёх человек команда разработчиков была весьма ограничена в ярких средствах подачи истории, а потому придётся довольствоваться скромно анимированными артами вступительной заставки, закадровым голосом протагониста и множеством записок и аудиодневников. Забегая вперёд, скажу, что сюжет – одна из немногих не особо удачных сторон в остальном любопытного проекта. Да и, на самом деле, слабое повествование не так уж редко встречается среди данжен-кроулеров, являясь чуть ли не негласной «визитной карточкой» жанра.
Перейдём-ка мы лучше к ролевой системе Vaporum. Она сочетает в себе одновременную простоту и глубину, достигаемую за счёт разветвлённой системы навыков, открытой для экспериментов и поиска своего стиля игры. Далее давайте остановимся на основных элементах геймплея по отдельности.
Я уже упомянул, что Vaporum – игра от первого лица, и мы передвигаемся по «клеткам» помещений башни, попутно решая загадки и сражаясь с противниками, и по умолчанию все действия производятся в реальном времени.
Почти в самом начале прохождения мы можем выбрать один из четырёх продвинутых экзоскелетов, по сути, определяющих класс персонажа – от лёгкого «техно-мага», получающего бонусы при использовании замещающих здесь заклинания гаджетов, до тяжёлого бронированного «танка». В то же время выбор костюма не ограничивает варианты дальнейшего развития персонажа, а лишь помогает в выборе его вектора, что, кстати, немного напоминает Dark Souls.
Инвентарь почти заполнен, а мне ещё нужно место для используемых при решении загадки книжек и кирпича, который я положу на кнопку в полу
Немалое значение в Vaporum отведено широкому ассортименту разнообразного оружия и снаряжения, которое можно поместить на пристроившуюся в инвентаре «куклу» протагониста: холодное колющее и дробящее оружие, пистолеты и мушкеты, а также разнообразные виды брони, надеваемые на каркас экзоскелета. Возможно также использование двуручных орудий убийства, сочетание одноручного оружия со щитом или же бой с использованием двух рук одновременно.
Отдельное место занимают разнообразные устройства, подменяющие в Vaporum магию. Одни из них способны задеть сразу нескольких врагов одновременно и нанести основывающийся на стихиях урон – поразить огнём, электричеством или ядом. Другие позволяют лучше защититься от пропущенных повреждений, временно улучшить характеристики героя и так далее. Разумеется, использование гаджетов потребует энергии – медленно восполняющейся автоматически или моментально за счёт соответствующих расходных предметов.
Любая атака или применение устройства влечёт за собой «перезарядку», после которой можно будет провести повторное действие. Тем самым бои в Vaporum – это постоянное маневрирование, своевременные шаги назад и в сторону и нанесение ударов в нужный момент. Да и некоторые противники будут точно так же уклоняться и даже пытаться окружить вас, тогда как особо здоровые «танки», наоборот, предпочтут переть напролом, поражая всё пространство вокруг себя.
Сделаю небольшое отступление и скажу, что разработчикам следовало бы больше времени уделить калибровке управления – развороты и перемещение вбок во время особо горячих схваток порой получаются слишком быстрыми и резкими, что первое время нередко приводит к смерти протагониста. К таким особенностям несложно привыкнуть, но большая плавность и отзывчивость движений пошли бы проекту только на пользу.
Аналогом очков опыта в Vaporum является субстанция «Фумий», питающая абсолютно все высокотехнологичные механизмы в мире игры, и в том числе экзоскелет протагониста. Получив же достаточное количество фумия, ваш бронекостюм сможет перейти на новые уровни и получить дополнительные очки для развития его «схем», а проще говоря – полезных, чаще всего пассивных умений. Интересно, что предлагаемая разветвлённая система навыков не позволит стать мастером на все руки, да и попробовать всё и по чуть-чуть – тоже не вариант из-за строго ограниченного максимального количества опыта за прохождение. Единственный выход – вдумчиво выбирать пути развития персонажа и становиться специалистом лишь в нескольких узкоспециазированных областях!
Кстати, только достигнув высоких уровней в соответствующих «ветках» умений, можно получить самые полезные навыки, именуемые здесь «модулями». Тут тебе и увеличение максимального количества ячеек под устройства, и восстановление здоровья костюма (называется «целостностью») после успешных атак, и добавление к урону негативных статусов, и ещё множество других практичных бонусов.
Точки на карте можно помечать удобными маркерами, что поможет не забыть ни об одной закрытой двери или потенциальном секрете
Игровая сложность сперва достаточно невысока, но уже к концу 4-го этажа вы начнёте замечать резкие перемены – врагов будет становиться всё больше, и придётся тщательнее заниматься менеджментом чаще всего довольно скудных ресурсов: ремкомплектов, патронов и так далее. Интересно ощущается и ограниченный объём инвентаря – дело в том, что здесь вы не найдёте всегда доступное, «телепортируюшееся» за вами хранилище под излишки амуниции или хотя бы торговца, которому можно было бы сбагрить весь ненужный хлам. Всё, что вам доступно – это 27 ячеек «карманов» вашего костюма, и точка.
Из облегчающих жизнь функций я хотел бы в первую очередь отметить возможность быстрого сохранения и загрузки игры – признаюсь, на консолях я успел соскучиться по этим почти что PC-шным прелестям жизни! Кроме того, в арсенале игрока умеется возможность остановки времени, ход которого будет возобновляться только при совершении каждого отдельного действия со стороны протагониста – движении по «клеткам» и разворотах, нанесении ударов и использовании гаджетов. В целом, это значительно упрощает сражения со многими врагами, однако, если вы всё-таки захотите повысить градус хардкорности или попросту получить платиновый приз, то придётся пройти игру в олдскульном и элитном режимах – без какой-либо карты уровней, замедления времени и сохранением только между главами. К слову, именно в наличии этих режимов, а также нескольких уровней сложности и необходимости развивать узкоспециализированного персонажа состоит и определённая реиграбельность проекта. Если вы захотите дополнительного вызова или же попробовать иную манеру игры, то, скорее всего, захотите через какое-то время снова вернуться в Vaporum.
Очень понравилось, какой простор оставляют местные мрачные коридоры для любителей секретов. Так на каждом уровне спрятаны, в среднем, 2-3 потайные комнаты, доступ в которые можно получить посредством решения загадок, либо же, обнаружив особо подозрительную кнопку или бросающийся в глаза винтик на одной из стен! Порой будут встречаться и целые секреты в секретах, а самые ценные предметы и устройства и вовсе склонны находиться только в сокрытых от посторонних глаз помещениях!
Визуально игра выглядит очень неплохо, хоть и очевидно, что разработчики сознательно выбрали такой сеттинг и дизайн врагов, который позволил бы скрыть недостатки графики. Очевидно, господствующий в большинстве помещений Башни полумрак объясняется в том числе и практическими соображениями. В итоге же всё очень атмосферно и мрачно, но порой слишком уж темно! Наконец, стилистически отдельные элементы игры смогут напомнить о Bioshock и отчасти SOMA – к тому же последняя тоже изобиловала большим количеством тёмных локаций.
Противники в Vaporum не любят позировать и сразу бросаются в бой, а потому наделать хороших кадров для обзора было весьма непросто
Враги в игре попадаются как механические – в виде паукообразных и летающих патрульных ботов или стационарных турелей, так и из плоти и крови – начиная мутировавшими от воздействия фумия насекомыми и заканчивая облачёнными в экзоскелеты людьми, извращёнными всё той же энергией будущего. Встречаются и полубоссы, которые впоследствии смогут стать чуть ли не рядовыми и массовыми оппонентами. Видов противников, в целом, не очень много, но, вместе со всеми вариациями, это не сильно бросается в глаза. А вот что, действительно, расстраивает, так это весьма ощутимое однообразие стен, похожих помещений, одних и тех же труб и декораций. И только пройдя первые три уровня игры, вы сможете в конце концов увидеть хоть какие-то новые объекты и интерьеры, но с этим будет легко смириться, погрузившись в увлекательный по остальным ощущениям геймплей.
Звуковое и музыкальное сопровождение хоть и не блещут богатством эффектов и тем, выполнены на достаточно приличном уровне, а больше про них сказать особо и нечего. Хотя, надо отдать должное разработчикам, регулярно встречающиеся аудиодневники озвучены достаточно качественно! Наконец, игра предлагает на выбор русскую локализацию в виде субтитров, и к качеству перевода, за исключением нескольких неточностей, особо сильных претензий не возникает.
75 Занимаясь разработкой Vaporum, словацкая студия Fatbot Games, скорее всего, руководствовалась девизом «ничего лишнего!» и, надо признать, не прогадала. Единственным несправедливо принятым за балласт геймплейным элементом оказалась проработка сюжета – историю про эксперименты с «энергией будущего» можно было подать куда как более развёрнуто и интересно. Несмотря на это, финальным результатом трудов разработчиков стала занятная ролевая система со множеством вариантов развития персонажа, увлекательный процесс покорения напичканной ловушками и опасными обитателями Башни и огромное количество хитро запрятанных секретов. И хотя Vaporum порой кажется чересчур тёмной, а текстуры стен слишком часто повторяющимися, при создании игры была использована некая формула, заставляющая снова и снова возвращаться в погружённые в полумрак коридоры, продолжая движение к вершине металлического колосса.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
Ретро-платформер Pixel Devil and the Broken Cartridge вышел в России и по всему миру
Новые распродажи в PlayStation Store: «Хиты Японии» и две ценовые категории — до 1100 и 360 рублей!
[Игровое эхо] 9 апреля 2003 года — выход Burnout 2: Point of Impact для GameCube
Лучше быть красным, чем мёртвым – Red Faction Guerrilla Re-Mars-tered анонсирована для Switch