Многократные чемпионы: обзор Dirt Rally 2.0
Британская студия Codemasters – чуть ли не главный сейчас специалист по гоночным играм: у неё есть и наследие протяжённостью в тридцать пять лет, и лицензии нескольких чемпионатов, и желание экспериментировать, и возможность выпускать сразу по паре проектов за год. Никаким другим разработчикам не удаётся так хорошо сочетать количество с качеством, оставаясь при этом ещё и независимыми от платформодержателей. Но волшебства не существует, а потому Codemasters периодически ошибается и получает честно заслуженную негативную критику. Вот и Dirt Rally 2.0 есть за что поругать, пусть даже в перспективе она и способна стать лучшей раллийной игрой из существующих.
Несмотря на отсылку в названии, Dirt Rally 2.0 не похожа на культовую Colin McRae Rally 2.0 времён первой PlayStation. Если классика 2000 года выпуска была сделана по лицензии WRC – Чемпионата мира по ралли – и опиралась на соответствующий сезон с хорошо узнаваемыми болидами, трассами и именами, то новинка, напротив, именно этих достоинств полностью лишена. Dirt Rally 2.0 позволяет поездить более на чем полусотне авто, но это всё либо модели из прошлого века, либо подготовленные для младших гоночных серий, либо сверхмощные монстры из WRX – чемпионата по ралли-кроссу. Ни одного болида WRC последних двадцати лет тут не найти. Зато не обошлось и без экзотики: здесь дают погонять по ухабам на специальных модификациях Chevrolet Camaro и Aston Martin Vanquish – но не как в Forza Horizon, а с куда более убедительным и интересным уровнем симуляции.
Уже самый первый трейлер намекал на особенности автопарка. Но надежда умирает последней
Кастрированные и оскоплённые
Русского языка в Dirt Rally 2.0 сейчас нет (и не известно, появится ли), а потому и режимы лучше всего называть в соответствии с англоязычным оригиналом. Главный из них – это My Team, где есть и чемпионаты, и обновляемые строго по графику испытания. Ездить тут можно на всём, что вы купите за заработанные призовые: соперников автоматически оснастят техникой схожего класса и уровня. Кроме того, как вы уже могли догадаться, в этом режиме у игрока есть команда: чем больше штат инженеров, и чем сильнее вы их прокачали, тем эффективней ремонт и апгрейды автомобилей. Знаете, я за любую движуху и дополнительные не напрягающие элементы игры, но Codemasters стоило бы поучиться у обычно плетущихся позади конкурентов из Milestone – в серии MotoGP менеджмент реализован значительно лучше: он и глубокий, и увлекательный, и очень прост в освоении. Ну а в Dirt Rally 2.0 управление коллективом столь примитивно, что игра ничего ценного не приобретает. Впрочем, и не теряет, но Codemasters не из тех студий, что могут разбрасываться человеко-часами на ерунду.
Другая особенность режима My Team – невозможность сменить или как-либо отрегулировать уровень сложности. Dirt Rally 2.0 сама адаптируется под уровень игрока, из-за чего причины успехов и неудач распознать очень сложно. После нескольких ралли я осознал, что покрышки изнашиваются очень медленно, и перешёл на мягкий – менее стойкий, но более быстрый – состав. Следом я также заметил, что проколам резины подвержены лишь конкуренты, и выкинул из багажника лишнее колесо массой в двадцать кило. Что в итоге? С первого же спецучастка я стал отставать от соперников, уступая им не за ошибок, не из-за износа покрышек, а исключительно по чистой скорости. Неужели чересчур умная Dirt Rally 2.0 так отреагировала на мой выход в лидеры чемпионата, произошедший на предыдущем этапе?
Думаете, это все неприятности? Вот и ошиблись: в режиме My Team недоступна «хардкорная» система повреждений! В подавляющем большинстве случаев от ваших аварий будут приходить в негодность только фары – вещь очень нужная и порой даже незаменимая, но не влияющая на скорость в дневных условиях. Теоретически, можно убить и много прочих деталей, но на практике это едва выполнимо. Все упомянутые ограничения в My Team распространяются и на раллийный чемпионат, и на ралли-кроссовый, а также на испытания: ежедневные и еженедельные. Остаётся только гадать, почему Codemasters так поступила с главным режимом игры, в то время как в остальных необходимые опции позволяют нормально настроить.
Самый же главный из недостатков Dirt Rally 2.0 – малое число регионов для классического ралли: их всего шесть против четырнадцати у грядущей WRC 8 WRC 8 FIA World Rally Championship. Стоит заметить, что дизайн трасс в Dirt Rally 2.0 наверняка так и останется лучшим в жанре вплоть до релиза условной Dirt Rally 3, но по количественным показателям детище Codemasters всё равно позади. Хуже того: дело не только в цифрах. Пять так называемых «гравийных» этапов (на самом деле они могут быть и с песком, и с глиной, но это уже детали) и один «асфальтовый» – вот что содержится в детище Codemasters. Ни одной трассы со льдом или снегом в Dirt Rally 2.0 не найти – нет ни Швеции, ни Монте-Карло – двух самых культовых ралли реального чемпионата. Адаптация болидов под зимние условия обходится заводским командам в миллионы долларов, но никто даже не заикается о том, чтобы убрать легендарные гонки из WRC.
Руководство студии Codemasters тоже прекрасно осознаёт значимость классических зимних этапов, а потому через месяц-другой они оба (и не только они) вернутся в Dirt Rally 2.0 – но за отдельные деньги. Как говорят разработчики, геймеры только в выигрыше, ведь все шесть ралли из сиквела – полностью новые, созданные с нуля. Швеция и Монте-Карло же будут слегка доработанными трассами из оригинальной Dirt Rally, а потому их стыдливо запихнут в DLC. Есть подозрение, что дополнение с культовыми зимними ралли каждый фанат купит сразу же, несмотря ни на что. Но если бы Швеция и Монте-Карло были в игре изначально, то впарить геймерам что-то гравийное, пусть даже и полностью новое, у Codemasters вышло бы хуже. Вкусы и предпочтения могут быть разными, но лично я сочту Dirt Rally 2.0 «вышедшей» лишь через несколько месяцев – когда появится обязательный для каждой уважающей себя раллийной игры контент. И соответственно, если вы собираетесь приобрести новое детище Codemasters, то я советую приготовить 5200 рублей – стоимость Deluxe-издания. Именно полная версия будет лучшим вложением денег.
Свет и тьма
О недостатках Dirt Rally 2.0 переживать начинаешь не сразу – первые пару часов впечатления от заездов столь яркие, что ничего больше не замечаешь. Как и в предшественнице четырёхлетней давности, тут потрясающе сбалансированная физическая модель, система управления, взаимодействие машины с покрытием и прочие факторы, отвечающие за убедительную и интересную игрокам симуляцию. Можно, дни напролёт спорить на тему терминологии и достоверности, но Codemasters явно старается, чтобы геймер представил себя за рулём конкретного автомобиля на реальных дорогах для ралли – что это если не имитация? Как бы то ни было, со своей задачей эти британские разработчики справляются лучше всех конкурентов: пилотирование болида в Dirt Rally 2.0 одновременно и вызывает сложности, и создаёт иллюзию настоящего заезда, и обеспечивает игрока удовольствием.
Заезды в Dirt Rally 2.0 проходят на мокрых и сухих трассах – как под дождём, так и под солнцем, а также ночами, в вечерних сумерках и на закате. Кроме того, для каждого раллийного участка предусмотрено три состояния: ещё не расчищенный болидами, уже получивший выгодные для гонщиков траектории и окончательно разбитый десятками гоночных экипажей. Комбинируя все эти факторы игра добивается того, чтобы в первые часов десять-пятнадцать чуть ли не каждый заезд был уникальным.
Безусловно, Dirt Rally 2.0 не достаёт снежных ралли, но и без них тут немало разнообразия: истерзанная колёсами и выкидывающая на обочину при каждой ошибке австралийская трасса совсем не похожа на дороги Аргентины – словно бы выдолбленные внутри скал, чрезвычайно узкие и требующие от гонщика недюжинной храбрости. Ну а с другой стороны, тут есть польское ралли: скоростное и как будто бы даже простое, но поощряющее смелость, дерзость и умение проезжать повороты в совершенно безумном темпе. Только не забывайте смотреть по сторонам: поля и леса Восточной Европы в Dirt Rally 2.0 так живописны, что хочется следующим же летом взять визу, отправиться в регион-прототип, и устроить жене фотосессию в разнотравье.
Красота сочетается с беспощадным хардкором, который порой проявляется даже в режиме My Team: ночные заезды могут быть прерваны уже после одной мелкой ошибки – достаточно лишь разбить фары, чтобы дальше стать абсолютно неконкурентоспособным и ехать на ощупь. Перемотка времени не предусмотрена, и даже заезд можно перезапустить только лишь пять раз – причём не за один спецучасток, а за всю дистанцию ралли. Правильное освещение важно не только для вашего результата на финише, но и для всей Dirt Rally 2.0, потому что именно за его счёт эта игра выглядит потрясающе. Пробивающиеся сквозь листву лучи, контраст света на выезде из туннеля, а также утренние и вечерние сумерки словно бы оживляют посвящённый суровому профессиональному спорту гоночный симулятор. Именно этот фактор стал первым, что заставило меня искренне восхититься Dirt Rally 2.0, а ведь я хорошо знаком с жанром и прошлогоднюю Forza Horizon 4 проходил на самой мощной из всех консолей – Xbox One X. |
Модные веяния
Безусловно, большинство геймеров купит Dirt Rally 2.0 вовсе не ради лицензированного чемпионата WRX, но игнорировать ралли-кросс тоже не стоит. В старшем из классов участвуют стилизованные под серийную технику заднемоторные прототипы мощностью в шестьсот лошадиных сих и способные разогнаться до ста километров в час даже быстрее современного болида F1. Только представьте, каково управлять этими бешеными машинами на чередующих грязь и асфальт трассах, да ещё и в постоянной контактной борьбе! Неудивительно, что WRX за последние годы стал популярен и привлёк множество чрезвычайно умелых участников: как чемпионов по классическому ралли, так и титулованных пилотов из традиционных кузовных гонок. Только тут можно увидеть как Себастьен Лёб (легенда WRC) борется колесо в колесо с Маттиасом Экстрёмом (самым популярным участником DTM) и Александром Вурцем (бывшим пилотом F1, до сих пор возглавляющим профсоюз гонщиков). Большая часть этих звёзд есть и в игре, вместе с командами и машинами: Audi, Peugeot, Renault и Subaru. В младших чемпионатах, естественно, гонщики и болиды иные, ну а в режиме My Team все соперники выдуманные, пусть их фамилии и отсылают к реальным.
Замкнутые, короткие и сочетающие сразу два-три типа покрытия трассы для WRX значительно отличаются от всех прочих, но самая важная их особенность – «джокеры», специальные петли, этакий альтернативный и более долгий маршрут для прохождения определённых участков. Понятное дело, что добровольно никто из пилотов не выберет на развилке плохой вариант, но на сей счёт есть обязательное к исполнению правило: каждый обязан один раз за заезд проехать по «джокеру». Благодаря такой уникальной черте в WRX становится важной ещё и тактика, что делает заезды более интересными.
Учитывая зрелищность некоторых заездов, отсутствие повторов и фоторежима прямо-таки удручает
WRX удивляет ещё и своим необычным форматом этапов. Трассы настолько тесные, что в финал допускают всего шестерых гонщиков, в то время как остальные отсеиваются по ходу полуфинальных и квалификационных заездов. Есть и ещё один важный нюанс, поначалу способный смутить незнакомых с чемпионатом игроков: пускай на треке всегда и по шесть гонщиков, очная борьба начинается только с полуфинала. По ходу квалификационных заездов нужно показать лучшее время круга, а вовсе не приехать на финиш впереди тех, кто толкался с вами на старте. Подобные условия влияют на тактику игрока и впечатления от заездов – я не уверен, что исключительно в лучшую сторону, но чемпионат WRX явно стоит назвать интересным. И безусловно, без него Dirt Rally 2.0 многое бы потеряла. Чемпионат по-ралли кроссу пусть и не полностью, но заполняет пробел, образованный из-за отсутствия снежных трасс, и я вполне допускаю, что многие игроки c удовольствием проведут много часов именно в ярких, коротких и очень требовательных к игроку заездах WRX.
85 Dirt Rally 2.0 обладает потенциалом, чтобы стать лучшей из современных игр ралли, если не лучшей из всех когда-либо созданных. Приятная графика, захватывающие дух трассы и хорошо продуманная модель симуляции обеспечивают геймера истинным удовольствием от вождения. Разработчикам нужно лишь разобраться с режимами, добавить несколько небольших, но очень важных опций в My Team да наполнить Dirt Rally 2.0 большим объёмом контента. Это вопрос денег и времени, но самое важное у Codemasters есть – они всё ещё лучше всех понимают, как делать игры о ралли, даже если порой и ошибаются в мелочах. Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале после второго абзаца, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе. Для работы с игрой использовался стандартный контроллер Dualshock 4.